Интервью члена Попечительского совета Фонда «МСБ» Жукова Сергея Александровича

Ветер инновационных перемен

Развитию инноваций у нас в регионе уделяется   достаточное внимание, особенно в течение нескольких последних лет – планомерно создается правовая база, формируется соответствующая инфраструктура.

И, возможно, уже в ближайшем будущем поддержка и развитие инновационных компаний на Дальнем Востоке смогут выйти на новый уровень благодаря созданию здесь представительства фонда «Сколково», который в представлениях не нуждается.

На вопросы журнала о деятельности фонда и о перспективах создания регионального представительства отвечает советник председателя правления фонда «Сколково» по инновационному развитию, космонавт-испытатель, кандидат технических наук Сергей Жуков.

– Сегодня «Сколково» – это…

 Большой и диверсифицированный инновационный центр. Развиваются 5 технологических кластеров, резидентами которых стали более тысячи стартапов. Второй год обучает студентов и строится Сколковский институт науки и технологий. Собрано, пожалуй, наиболее мощное в России экспертное сообщество из более чем тысячи авторитетных отечественных и зарубежных специалистов. На большой, в 400 гектаров, территории близ Москвы идет масштабная стройка. Закладываются фундаменты и строятся корпуса технопарка, университета, исследовательских центров ключевых партнеров. «Сколково» стало известной и притягательной площадкой проведения конкурсов, конференций и форумов, самым известным из которых стал всероссийский форум инноваторов «Стартап-Вилладж». Сегодня уже видны очертания уникальной инновационной экосистемы, которую удалось сформировать за 4 года работы инновационного центра «Сколково».

– Сергей Александрович, вы могли бы выделить кластер, который развивается наиболее динамично?

– Выделить кого-то – значило бы обидеть других коллег. Каждый кластер хорош по-своему, все достойны добрых слов. Наиболее масштабное сообщество (свыше 350 компаний) сложилось в ИТ-кластере, здесь преимущественно собрались сильные программисты. Немного уступают по числу проектов (250280) биомедицинский кластер и кластер энергетики и энергоэффективности. Если в БМТ-кластере я выделил бы чрезвычайно наукоемкие направления, стоящие на передовом рубеже борьбы с раком, создания новых лекарств, то энергетический кластер уникален тем, что работает сразу с несколькими отраслями экономики – газовой и нефтяной добывающей и перерабатывающей промышленностью, электроэнергетикой, альтернативной энергетикой. Наконец, в ядерном и космическом кластерах, которые меньше по числу компаний (110120), собрались наиболее «металлоемкие» проекты, связанные с разработкой сложных научно-технических систем, таких как спутники (сегодня уже 4 сколковских спутника работают на орбите Земли!), беспилотные летательные аппараты, наукоемкие приборы, а также с технологиями разработки и производства новых материалов, новых инструментальных методов исследований. Своя динамика есть в каждом кластере. Никто не стагнирует, все идут вперед.

– За всю историю проекта были ли среди резидентов представители ДФО?

– Проекты из ДФО есть. Победители «Стартап-Тура 2014» из региона приезжали в «Сколково» на финальную часть отбора проектов на уже упомянутом форуме «Стартап Вилладж». Мы развиваем контакты с Северо-Восточным и Дальневосточным федеральными университетами, Тихоокеанским и Амурским государственными университетами, Морским университетом имени Невельского, другими вузами региона. Надеемся, что резидентов из числа дальневосточников станет больше.

– Что дает «Сколково» резиденту – какие преференции, поддержку? Предусмотрены ли отдельные меры поддержки для компаний, которые являются субъектами малого и среднего бизнеса?

– Меры поддержки комплексные, и немалые. Согласно 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», другим нормативным документам компании-резиденты «Сколково» на 10 лет (именно таков срок «резидентства») освобождены от налогов на добавленную стоимость, прибыль и имущество, от таможенных платежей за ввоз материалов и оборудования, необходимых для исследований и разработок. Социальный налог на заработную плату сотрудников компаний-резидентов составляет 14%. Есть и другие преференции, например поддержка в продвижении разработок в стране и за рубежом, когда организацию роад-шоу и выставок, подготовку и издание рекламной продукции, оплату выставочной площади берут на себя фонд и технопарк «Сколково», а участник оплачивает лишь свой проезд и транспортировку выставочных экспонатов. Но, пожалуй, главным преимуществом для сотрудничающих с нашим инновационным центром предприятий МСБ является экосистема – возможность общения с единомышленниками, перекрестные заказы на разработки, возможность найти себе грамотных сотрудников из числа талантливых (иных просто нет!) студентов Сколтеха.

– А каковы критерии отбора участников?

– Они подробно изложены на сайте «Сколково». Основные критерии – проект должен быть инновационным (то есть обладать научной и/или инженерной новизной и быть при этом реализуемым), иметь рыночный потенциал (желательно международный), обозримые сроки коммерциализации (как правило, 3 года) и требовать разумных средств для коммерциализации. В «Сколково» поддерживаются проекты с научно-техническими рисками, находящимися в основном на посевной или венчурной стадиях развития. Если таких рисков нет – тогда не к нам, а в другие институты развития, поддерживающие проекты, находящиеся на более продвинутой, зрелой стадии.

– Когда оказывается какая-либо поддержка, это, в свою очередь, налагает на ее получателя определенные обязательства, что вполне логично и справедливо. У участников «Сколково» такие обязательства тоже есть?

– Поддержка в Сколково оказывается за счет бюджета Российской Федерации, будь то налоговые льготы или прямое финансирование в форме гранта. Отсюда достаточно строгие требования к соблюдению бюджетной и исследовательской дисциплины. Эти требования изложены в «Правилах исследовательской деятельности», других локальных актах фонда. Например, участник берет на себя обязательства вести исследования и разработки (другая деятельность не прописана в уставе компании-участника). Нельзя ничего не делать и ждать гранта – за это можно лишиться статуса. Если получен грант – надо выполнять требования «дорожной карты», строго укладываться в отведенный бюджет – по размеру трат, по их своевременности и целевому назначению. Кроме того, грантовые средства не придут на счет компании до тех пор, пока согласованную долю не перечислит соинвестор. Считаю, что все вышеуказанное совершенно справедливо. С другой стороны, результаты работ остаются участникам. «Сколково» не претендует ни на долю в компании, ни на совладение интеллектуальной собственностью.

– Местным инноваторам наверняка очень интересно узнать о возможности открытия филиала «Сколково» в Хабаровском крае, других регионах Дальнего Востока. Ведь такие планы есть? На каком этапе находится эта работа?

– Пока ведется проработка создания представительства на Дальнем Востоке. В каком именно месте оно будет открыто и какие технологические направления будет развивать в первую очередь, решится в течение ближайших месяцев. Но зоной деятельности представительства, как сейчас мыслится, должен стать весь Дальний Восток, точнее, его научные, промышленные и инженерные центры.

Как будет развиваться это направление деятельности «Сколково» – в форме локализованного центра, в виде мини-представительств, расположенных в наиболее технологически интересных местах, и будет ли это поддержано Правительством России – покажет время и наша работа.

– Будет ли при создании представительства учитываться дальневосточная специфика, ведь она, безусловно, есть?

 На Дальнем Востоке развиваются свои направления научно-технической деятельности. Отсюда свои технологические потребности, например в сфере разведки, добычи, транспортировки и переработки природных ресурсов. В морской робототехнике. В освоении биоресурсов океана, в агрокомплексе (в выращивании и переработке сои). В электроэнергетике. Есть ряд интересных проектов, реализуемых российскими корпорациями со странами АТР: создание дальнемагистрального самолета с КНР, буровых платформ с Южной Кореей, истребителя 5-го поколения с Индией и др.

Есть планы разработки и производства импортозамещающей продукции, обладающей экспортным потенциалом, для нужд авиа- и судостроения (я имею в виду обсуждаемый авиасудостроительный кластер в Комсомольске-на-Амуре). Есть планы Ростеха, «Газпрома», РЖД, «Роснефти» по развитию деятельности в регионе. Мы надеемся на то, что космодром «Восточный» дает импульс развитию транспортной сети, подготовке кадров, формированию космической промышленности в регионе.

Из перечисленного видно, что направления технологического развития на Дальнем Востоке свои, поэтому не нужно слепо копировать структуру кластеров «Сколково». Кроме того, потенциальных объем инновационных задач в регионе огромен, здесь надо работать сообща всем институтам развития. Это мое личное мнение.

 Смогут ли резиденты филиала пользоваться всем объемом льгот и поддержки «Сколково»?

 Этот вопрос я адресую к законодателям и юристам. Согласно закону (244-ФЗ) и принятым сегодня решениям, к 1 января 2016 года резиденты инновационного центра должны переехать в «Сколково». Разговоры о так называемой «экстерриториальности» идут давно, но решение этого вопроса лежит за рамками моей компетенции.

 

– Поскольку наше издание представляет Хабаровский край, хотелось бы задать следующий вопрос. На сегодняшний день в регионе уже есть определенная инфраструктура поддержки инновационных проектов, действуют соответствующие программы поддержки предприятий-инноваторов. Каким образом планируется выстраивать отношения с имеющимися ифраструктурными организациями, представительство будет действовать как полностью обособленная организация либо каким-либо образом взаимодействовать с ними?

 Относительно сотрудничества выскажусь однозначно – оно необходимо. Действовать автономно от краевой (и более широко – от дальневосточной) инновационной инфраструктуры – значило бы загубить хорошее дело. У фонда установились рабочие контакты с руководством края, с министерством экономического развития, а с недавних пор – с Дальневосточным агентством содействия инновациям.

Мне лично в течение последних недель удалось обменяться мнениями с первыми заместителями председателя правительства Хабаровского края Николаем Брусникиным и Александром Левинталем. Мы плотно поработали с Юрием Чайкой, заместителем министра экономического развития и внешних связей, в сферу деятельности которого входит малое и среднее (в том числе технологическое) предпринимательство. Юрий Афанасьевич познакомил меня с руководителями инновационной и учебной деятельности ТОГУ, инновационными предпринимателями, сотрудниками ДАСИ – немногочисленным, но деятельным и вполне результативным коллективом. Я вынес из этих встреч очень живые и позитивные чувства, увидел самостоятельных и инициативных людей, прекрасно ориентирующихся в деловой среде и нормативном правовом пространстве и уже немало сделавших. Хорошее впечатление оставляют инновационная инфраструктура университета, его оснащенность. Центр космических технологий – вполне зрелый геоинформационный центр. Связи с промышленностью региона внятные, динамика видна.

Надеюсь, наши контакты будут только укрепляться и общими усилиями мы поднимем уровень инновационной активности в крае и на Дальнем Востоке. Дух пионеров российской технологической цивилизации 21-го века!

17.10.2014г.

http://profile-biznesa.ru/interview/9/46/1385/