110 лет со дня рождения В.Н. Челомея
30 июня 2024 года исполняется 110 лет со Дня рождения дважды Героя Социалистического Труда, выдающегося генерального конструктора Владимира Николаевича Челомея, внёсшего огромный вклад в реализацию важнейших проектов в области разработки и создания баллистических ракет, ракетно-космических систем стратегического назначения, ракет-носителей, пилотируемых станций и систем управления космическими аппаратами.
Выдающийся инженер ХХ века Владимир Николаевич Челомей ворвался в космонавтику внезапно и ярко, стартовав мощной ракетой «Протон». «Протон» стал долгожителем отечественного космического парка, а его конструктор заложил основы по всем направлениям аэрокосмической техники. Чем бы В.Н. Челомей не занимался, всё было оригинально: крылатая ракета — первая в мире с раскрывающимися крыльями, ракета-носитель — самая мощная, спутник — маневрирующий, грузовой корабль — самый вместительный, спускаемый аппарат — многоразового использования.
Генеральный конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, академик В.Н. Челомей (1914 — 1984) неразрывно связан с Бауманским университетом. Здесь он преподавал, передавая начинающим инженерам знания и свою любовь к профессии, к космосу, к технике. Здесь он основал кафедру «Динамика машин», ныне — «Аэрокосмические системы» (СМ2). 30 июня 2024 года исполнилось 110 лет со дня его рождения.
Владимир Николаевич Челомей был единственным в мире учёным и конструктором, под чьим руководством создавались комплексы и системы сразу в трёх различных направлениях: с крылатыми ракетами, баллистическими ракетами и космическими аппаратами.
Самое известное, но далеко не единственное изобретение В.Н. Челомея — раскрывающееся в полёте крыло и старт с коротких направляющих — изменило облик ракетного оружия и его носителей и используется во всём мире. Путь к нему был долгим.
Как конструктор, Владимир Челомей начинал деятельность с проектирования и постройки пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Его созданию предшествовала большая теоретическая работа. С 1936 по 1940 год Челомеем было опубликовано 24 научных труда, 20 из которых были посвящены ПуВРД. И уже в 1939 году он получил авторское свидетельство на конструкцию этого двигателя. Немецкие инженеры создали аналогичный двигатель в 1942 году и стали устанавливать их на свои беспилотные крылатые самолёты-снаряды ФАУ-1.
В 1944 году Владимира Николаевича назначили на должность главного конструктора и директора завода номер 51. Главной задачей талантливого инженера было проектирование и создание первой в СССР крылатой ракеты. Работы были завершены к декабрю того же года, состоялись испытания изделия 10Х. Запуск производился с самолётов Пе-8 и Ту-2 и был признан успешным.
После войны В.Н. Челомей возвращается к научным изысканиям. Для защиты докторской диссертации он выбирает МВТУ им. Н.Э. Баумана, знаменитую инженерную школу СССР. В 1952 году Владимир Николаевич стал профессором МВТУ им. Н.Э. Баумана.
За стратегической ракетой П-5, разрабатываемой им в 1957-59 годах, следует противокорабельная ракета П-6. Продолжая работы по этой тематике, В.Н. Челомей и его коллектив сдают на вооружение комплексы противокорабельных ракет (ПКР) для военно-морского флота: первая в мире крылатая ракета с подводным стартом «Аметист», затем ПКР «Малахит», комплекс с ПКР большой дальности «Базальт», универсальный ракетный комплекс «Гранит».
Создавая ракеты с большой загоризонтной дальностью стрельбы, предприятие столкнулось с проблемой целеуказания таким ракетам. Челомей и эту задачу решает нетривиально — на море надо смотреть из космоса! В начале 1960 года он предлагает систему морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) со спутниками УС-А и УС-П.
Для комплексного решения стоящих перед фирмой В.Н. Челомея задач требовалась специальная ракета-носитель, и коллектив предприятия начинает осваивать третье направление своей деятельности. Так была разработана ракета-носитель, получившая название УР-200.
Опыт работ по УР-200 позволил создать межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) УР-100 и на её основе самое массовое семейство ракет, обеспечивших стратегический паритет с США.
Системный подход и опыт в оснащении наших вооружённых сил высокотехнологичными системами оружия позволили В.Н. Челомею перейти к созданию орбитальных пилотируемых станций «Алмаз» для ведения из космоса комплексной разведки военных баз и стратегических сооружений на территории вероятного противника. И здесь снова создаётся система: орбитальная пилотируемая станция, транспортный корабль снабжения с многоразовым возвращаемым аппаратом, капсула для доставки на Землю материалов, полученных на станции.
В 1960 году Владимир Николаевич основал в МВТУ кафедру «Динамика машин» и бессменно руководил ею до конца своей жизни. Он был выдающимся педагогом, чьи лекции всегда вызывали у слушателей глубокий интерес за счёт ясности и чёткости изложения, насыщенности материала и яркости образов.
В.Н. Челомей опубликовал значительный ряд оригинальных работ по различным проблемам прикладной математики, устойчивости упругих систем, теории колебаний сложных динамических систем с нелинейными и периодически меняющимися параметрами, теории нелинейных пневматических и гидравлических сервомеханизмов, теории двигателей и других машин. Эти работы оставили глубокий след в применении механики к инженерному делу.
Дважды В.Н. Челомею было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был лауреатом Ленинской и трёх Государственных премий СССР, вёл активную общественную деятельность в качестве депутата Верховного Совета. Будучи действительным членом АН СССР по специальности «Механика», Владимир Николаевич был удостоен золотой медали имени Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации, а затем золотой медали имени А.М. Ляпунова — высшей награды Академии наук СССР за выдающиеся работы в области математики и механики. Он также был членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике, членом Международной академии астронавтики.
Смерть внезапно оборвала жизнь выдающегося учёного и инженера, и он не успел увидеть воплощение всех результатов своего труда. Но ещё долго его научные идеи, высказанные им мысли, оригинальные технические решения, практические разработки, как и его вклад в развитие высшей инженерной школы, будут служить на благо отечественной науки и техники.
На сайте музея комонавтики: https://gmik.ru/2024/06/30/110-let-so-dnya-rozhdeniya-vladimira-chelomeya/
На сайте МГТУ им. Н.Э. Баумана: https://bmstu.ru/news/110-let-so-dnya-rozhdeniya-v-n-chelomeya