Александр Микулин. Фильм ТВ МГТУ им. Н.Э. Баумана из цикла "Опережая время"

Уважаемые бауманцы!
Предлагаем вашему вниманию фильм, созданный ТВ МГТУ им. Н.Э. Баумана, о выдающемся выпускнике нашего вуза Александре Александровиче Микулине.
Александр Александрович Микулин со школьных лет увлекался физикой. В детстве молодой изобретатель проводил много времени со своим дядей - ученым, «отцом русской авиации» - Николаем Егоровичем Жуковским.
Во многом именно он вдохновил своего племянника посвятить себя авиационной инженерии. На протяжении всей жизни Александр Александрович участвовал в создании и разработке множества изобретений, среди которых бомбардировочный прицел, трехколесный танк, гидроионизатор. Но главным детищем конструктора стали авиационные двигатели.
Именно его знаменитый двигатель АМ-34 был установлен на самолетах АНТ-25, на которых в 1937 г. экипажи летчиков Валерия Чкалова и Михаила Громова совершили беспосадочный перелет через Северный полюс в США.
Во время Второй мировой войны на модификациях двигателя АМ-38, созданных Александром Александровичем, летали советские штурмовики. А после войны на АМ-3 долгое время совершал перелеты Ту-104, первый реактивный пассажирский самолет.



Посмотреть фильм можно по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=Co0LXJ2Rgkw


Алекса́ндр Алекса́ндрович Мику́лин (1895—1985) — советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Кандидат технических наук. 

Академик АН СССР. Главный конструктор ОКБ ЦИАМ, ОКБ завода № 24, ОКБ завода № 300. Герой Социалистического Труда. 

Лауреат четырёх Сталинских премий. 

Генерал-майор инженерно-авиационной службы. 

Создал первый советский самолётный поршневой двигатель с водяным охлаждением Микулин АМ-34 и Микулин АМ-3 — турбореактивный двигатель для первого советского реактивного авиалайнера Ту-104.

А. А. Микулин родился 2 (14) февраля 1895 года во Владимире в семье инженера-механика.
В 1912 году Александр поступил в Киевский политехнический институт, где слушает лекции «отца русской авиации» Н. Е. Жуковского, которому Микулин приходился племянником по материнской линии. Там же он самостоятельно строит свой первый одноцилиндровый поршневой двигатель. Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение.

В 1914 г. он становится студентом МВТУ, которое он, согласно официальной биографии, оканчивает в 1921 году.

С 1923 года работал в Научном автомоторном институте (с 1925 года главный конструктор), с 1930 года — в ЦИАМ, с 1936 года — на авиамоторном заводе № 24 имени М. В. Фрунзе.

В 1935—1955 годах преподавал в МВТУ и ВВИА. В начале 1930-х годов под руководством Микулина создан первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34, на базе которого в дальнейшем построен ряд двигателей различной мощности и назначения.
Двигателями типа М-34 (АМ-34) оснащались рекордные самолёты АНТ-25, бомбардировщики ТБ-3 и многие другие самолёты. Двигатель АМ-35А устанавливался на истребителях МиГ-1, МиГ-3, бомбардировщиках ТБ-7 (Пе-8).
Во время Великой Отечественной войны Микулин руководил созданием форсированных двигателей АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10. В 1943—1955 годах Микулин — главный конструктор опытного авиамоторостроительного завода № 300 в Москве.

Под его руководством создан ряд ТРД различной тяги (в т. ч. двигатель АМ-3 для самолётов Ту-16 и Ту-104).

Двигатель АМ-3 имел рекордную тягу 8750 кг. Позже и самолёт Ту-16, и двигатель были модернизированы в первый пассажирский реактивный лайнер Ту-104. Микулин считал, что наиболее перспективными и экономичными являются малые реактивные двигатели. Таким был АМ-5 с тягой 2000 кг, который изготавливался серийно и использовался во всепогодном перехватчике Як-25. Малогабаритным реактивным двигателем АМ-9 с тягой 3250 кг был оснащён сверхзвуковой истребитель МиГ-19.

В 1955—1959 годах работал в лаборатории двигателей АН СССР. Член КПСС с 1954 года.

В 1959 году из-за проблем со здоровьем оставил работу и в дальнейшем занимался вопросами альтернативной медицины. 

Уже 9 января 1959 года сделал доклад «О роли ионов в жизни и долголетии людей» в Доме учёных АН СССР.

Затем окончил медицинский институт и в 1976 году получил степень кандидата медицинских наук. После перенесённого инфаркта разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге Активное долголетие: (Моя система борьбы со старостью)
В этой системе проводятся инженерные аналогии между строением человеческого тела и технических устройств, предложены остроумные способы ионизации воздуха, заземления человека и виброгимнастики.

А. А. Микулин умер 13 мая 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).